ВСЕРОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ ПЛАТФОРМА
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА


Главная » 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района детский сад № 5 "8 Марта" присмотра и оздоровления
_
Серова Екатерина Викторовна
Владимирская область

Сохранение социального здоровья нации через взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе воспитания личности дошкольника Изучение вопросов социального здоровья нации, так или иначе связанных с семейными отношениями, началось еще в древности. Еще тогда мыслители предпринимали первые попытки изучения семьи. С тех времен и на протяжении всего развития общества менялись взгляды людей на то, какими должны быть семейные отношения, какую роль они играют в жизни людей, изменилась система ценностей и социальных норм семьи и брака. Неизменным было и остается то, что семья играет важную роль во всех сферах жизни человека. Семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство». Семейное воспитание – это процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Задачи семьи состоят в том, чтобы:  создать максимальные условия для роста и развития ребенка;  стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;  передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;  научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;  воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного “я”. Выделяются следующие особенности современной семьи: - семья стала меньше по численности; - современная семья менее стабильна; - уменьшилось число семей, где глава муж; - семья стала менее дружной, т.к. родители и взрослые дети, братья и сестры предпочитают жить отдельно; - значительно большее количество (по сравнению с недавним прошлым) людей не узаконивают отношения, или вообще живут одни. Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие ребенка. Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка и сохранения социального здоровья ребёнка необходимо их взаимодействие. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводит нас «новая философия» работы с семьей: за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать. При этом процесс такого сотворчества, его особенности определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива. Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие ребенка. Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Папам и мамам необходимо помнить, что детский сад – только помощник в воспитании ребенка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Взаимодействие педагогов и семьи – целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей. Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьей – длительный процесс. Основными проявлениями, характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношения, взаимовлияние. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ может решаться в трех направлениях: • Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм взаимодействия с родителями. • Повышение педагогической культуры родителей. • Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом. Принципы взаимодействия с родителями: • Осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку; с уважением и пониманием относиться к родителям. • Помнить о том, что ребенок - уникальная личность. Поэтому недопустимо срав¬нивать его с другими детьми. Такого, как он (она), нет больше в мире, и мы должны це¬нить его индивидуальность, поддерживать и развивать ее. В педагогах ребенок всегда должен видеть людей, готовых оказать ему личную поддержку и прийти на помощь. • Воспитывать в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы. • Учитывать пожелания и предложения родителей, высоко ценить их участие в жизни группы. • Рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как ис¬кусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психоло¬гических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его инте¬ресов, способностей и трудностей, кото¬рые возникли в семье и образовательном учреждении. • С уважением относиться к тому, что создастся самим ребенком (рассказ, песенка, постройка из песка или другого строительного материала, лепка, рисунок и т.п.). Вос¬хищаться вместе с родителями его инициативностью и самостоятельностью, что спо¬собствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях, а у родителей вызывает чувство уважения к воспитателям их детей. • Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все во¬просы, связанные с воспитанием и развитием детей. • Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей. Основные задачи взаимодействия с родителями • установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; • объединение усилий для развития и воспитания детей; • создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; • активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Для решения данных задач используются следующие средства: • организация психолого-педагогического просвещения, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем; • привлечение родителей к определению перспектив развития ребенка и соответственно к разработке программы действий, обеспечивающих их достижение; • участие родителей в анализе достижений ребенка, его трудностей и проблем; • поощрение, поддержка, пропаганда успехов родителей в воспитании детей. Формы взаимодействия педагогов ДОУ с родителями 1. Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы), индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому) и наглядно-информационные (выставки, стенды, ширмы, папки-передвижки). 2. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей 1. Информационно-аналитические • анкетирование, • опрос, • “почтовый ящик”; • Общение в вайбер и ватсап в группах. 2. Наглядно-информационные • выпуск газет, • паспорт здоровья, • открытые занятия для родителей, • мини-библиотека, • информационные стенды, • дни открытых дверей; 3. Познавательные • практикумы, • нетрадиционные родительские собрания, • устные журналы, • экскурсии; 4. Досуговые • праздники, • совместные досуги, • участие родителей в конкурсах, выставках. В работе с родителями хорошие результаты может давать организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание агитплакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле. В заключении необходимо подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.