ВСЕРОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ ПЛАТФОРМА
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА


Главная » 

Соколова Наталья Васильевна
педагог-психолог
МБДОУ детский сад "Малыш" МО г. Саяногорск
Республика Хакасия

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КАНДИДАТА НА НАГРАЖДЕНИЕ Кандидат: Соколова Наталья Васильевна, педагог-психолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Малыш» муниципального образования г. Саяногорск, р.п. Черемушки. В системе дошкольного образования Соколова Н.В. работает 34 года. Образование – высшее, педагогический стаж – 34 года, стаж в занимаемой должности – 8 лет, квалификационная категория – высшая. Педагог-психолог эффективно осуществляет психопрофилактическую и коррекционно-развивающую работу на основе рабочих коррекционно-развивающих программ:«Коррекционная работа педагога-психолога по развитию познавательной сферы у детей 5-7 лет с нарушениями речи»; «Коррекционная работа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет с нарушениями речи» (приказ 225/1 от 03.09.2018г.), разработанных в соответствии с АООП ДО МБДОУ детский сад «Малыш», что ежегодно подтверждается высокими результатами учебных достижений воспитанников. за последние 2 года (старшая и подготовительная к школе группы). Результаты качества освоения воспитанниками коррекционных программ представлены в таблице № 1. Таблица № 1 Наименование программ Целевое содержание программ Уровень освоения Выс. Сред. Низ. Коррекционная работа педагога-психолога по развитию познавательной сферы у детей 5-7 лет с нарушениями речи Развитие любознательности и познавательной мотивации 42 58 - Формирование способности выражать свои мысли 35 65 - Развитие восприятия и наблюдательности 38 62 - Развитие образного и логического мышления 45 55 - Развитие воображения и творческих способностей 48 52 - Развитие произвольного внимания 35 65 - Развитие всех видов памяти 40 60 - Формирование познавательной активности 36 64 - Средний показатель 40% 60% - Коррекционная работа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет с нарушениями речи Развитие эмоциональной сензитивности 54 56 - Развитие интереса к совместной со сверстниками деятельности, социальных чувств 58 42 - Развитие коммуникативной компетентности 40 60 - Развитие произвольной саморегуляции эмоционального состояния 45 55 - Развитие активного отношения к жизни 50 50 - Средний показатель 49% 51% - Данные мониторинга качества освоения воспитанниками коррекционных развивающих программ показывают достаточно высокий уровень освоения, что свидетельствует об успешности реализации поставленных в них задач. С целью поддержки детской инициативности Наталья Васильевна организует образовательные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью активного поиска решений, дают им возможность осуществить собственный выбор, найти выход из какой-либо ситуации, реализовать свои творческие замыслы. Побудить и поддержать детские инициативы ей помогают такие формы организации детской познавательной активности, как: моделирование разнообразных ситуаций, поощрение самостоятельности. Оказывает поддержку развитию индивидуальности ребенка через занятия по интересам, предложения ребенку схем, алгоритмов, моделей и др. Наиболее эффективными формами работы являются познавательные занятия с элементами поисково-исследовательской деятельности, посредством которых дети выдвигают идеи, ищут пути решения, отстаивают свою точку зрения, согласовывают свои действия с действиями сверстников; организация развивающей предметно- пространственной среды, стимулирующей ребенка к самостоятельной деятельности – в этом случае воспитанник упражняется в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели; привлекательность, забавность, интересность предметного наполнения среды пробуждает любопытство и легко запоминается; кроме того, запоминается и надолго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал; практическая деятельность с детьми по созданию продуктов совместного творчества. Она эффективно включает в коррекционные занятия приемы изодеятельности и конструирования (изготовление самодельных книжек, открыток, коллажей, узоров из природного и бросового материала). Результатом работы по поддержке детской инициативности является динамика личностного развития детей: повышение уровня самостоятельности – с репродуктивного характера на самостоятельность с элементами творчества; стремление к поиску адекватных средств самовыражения, настойчивость в достижении результата; воспитанники к концу дошкольного детства действуют осознанно, используют самоконтроль и самооценку, о чем свидетельствуют данные анализа готовности воспитанников подготовительного к школе возраста групп компенсирующей направленности, посещающих занятия Соколовой Н.В., к школьному обучению. Результаты обследования представлены в таблице № 2. Таблица № 2 Параметры психологической готовности к школе 2016-2017 уч. г. % 10 детей 2017-2018 уч. г. % 8 детей 2018-2019 уч.г. % 8 детей в с н в с н в с н Интеллектуальная 67 31 - 68 32 - 73 27 - Мотивационная 58 42 - 64 36 - 67 33 - Эмоционально-волевая 64 34 - 55 45 - 65 35 - Социально-психологическая 52 48 - 62 38 - 70 30 - Средний показатель 60% 40% 0% 62% 38% 0% 69% 31% 0% Исходя из результатов обследования, был сделан вывод, что психологическая готовность воспитанников подготовительного к школе возраста групп компенсирующей направленности за последние три года находится на достаточном для успешного обучения в школе уровне. Педагог-психолог Соколова Н.В. эффективно организует работу по развитию детской одаренности: она на протяжении последних трех лет является руководителем кружка «Песочные картинки» (рисование песком на стекле), который пользуется большой популярностью у воспитанников старшего дошкольного возраста. Ежегодно разрабатывает и реализует программы дополнительного образования (Приказ № 224/1 от 03.09.2019г.). Цель программы - создание условий для раскрытия творческого потенциала, способностей детей, эмоционального развития и гармонизации их личности. Кружковая работа организуется 1 раз в неделю во вторую половину дня с подгруппой детей в количестве 8-10 человек на основе совместной деятельности с детьми. Эффективность организации кружковой работы подтверждается стабильно высокими результатами внеурочной деятельности воспитанников по учебному предмету, которая показана в таблице № 3. Таблица № 3 Уровень выполнения программы дополнительного образования Количество детей Уровень выполнения, % Возраст детей Высокий Средний Низкий Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года 2016-2017 учебный год 15 5-7 лет - 35% 90% 65% 10% - 2017-2018 учебный год 16 5-7 лет - 38% 65% 62% 35% - 2018-2019 учебный год 20 5-7 лет 35% 45% 65% 55% 35% - Показателем эффективности проводимой работы является ежегодное увеличение числа участников и призеров детских конкурсов Всероссийского уровня. Результативность участия воспитанников в конкурсах кружка «Песочные картинки» показана в таблице № 4. Таблица № 4 2016-2017 учебный год 2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год Количество воспитанников, принявших участие в конкурсах 3 6 8 Количество воспитанников-победителей Всероссийский уровень Всероссийский уровень Всероссийский уровень 3 6 8 Педагогом-психологом Соколовой Н.В. за период 2016-2019гг. обследован 71 ребенок МБДОУ с речевыми нарушениями, среди которых выявлены дети с нарушениями познавательной и эмоционально-волевой сферы (выявлено 26 детей). В соответствии с рекомендациями ТПМПК педагогом-психологом разрабатываются и эффективно реализуются индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ: 2016-2019гг. с нормой познавательной и эмоционально-волевой сферы выпущены 25 (95%) воспитанников с ОВЗ, что подтверждено протоколами ТПМПК г. Саяногорска (№ 27 от 05.05.2017г.; № 27 от 25.04.2018г.; № 31 от 30.04.2019г.). Эффективность взаимодействия с родителями Соколова Н.В. отслеживает по следующим показателям, которые показаны в таблице № 5: Таблица № 5 Показатели эффективности 2017-2018 старшая группа 2018-2019 подгот. группа Включение родителей в педагогический процесс 87 % 100 % Создание условий для развития личностного потенциала ребенка в условиях семьи 86 % 97% Выработка адекватной родительской позиции 85 % 100% Удовлетворенность оказанием образовательных услуг (результаты анкетирования) 100% 100% Данные диагностики свидетельствуют о повышении грамотности, компетентности и культуры родителей по вопросам взаимодействия со своими детьми, их развития и сохранения психического здоровья, что проявляется в адекватности реагирования на поступки детей, выбор демократического стиля воспитания, заинтересованность и помощь ребенку в преодолении затруднений и др. положительные аспекты. Кроме того, оценка взаимодействия с семьями по Т.В. Кротовой в мае 2019г. говорит об отсутствии формализма в работе педагога-психолога с родителями, в учете социального запроса и социологического анализа контингента семей при планировании работы и организации мероприятий; открытости МБДОУ. Анализ системы взаимодействия с родителями (законными представителями) дошкольников по результатам анкетирования показал высокий процент (100%) удовлетворенности родительской общественности качеством оказания образовательных услуг педагогом-психологом ДОУ. Соколова Н.В. эффективно создает условия для приобретения воспитанниками позитивного социального опыта. С этой целью ежегодно организует работу по созданию позитивного психологического климата в группе ДОУ. Под ее руководством созданы в группах детского сада уголки «Наше настроение», помогающие детям понять собственные эмоции, эмоциональные состояния других, способствующие овладению средствами эмоциональной выразительности. Для формирования положительных взаимоотношений между детьми, принятия друг друга, развития чувств сопереживания, терпимости, взаимопомощи использует систему игр Р.С. Буре, М.В. Воробьевой, детские литературные произведения на нравственно-этические темы. Решает проблемы детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы из групп компенсирующей направленности (проблемы в общении) посредством коррекционно-диагностической программы «Социальные домики». Цель данной программы: изучение социальной приспособленности ребенка и его взаимоотношений с окружающими. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимое условие для успешного развития ребенка. Наиболее эффективной формой работы педагога-психолога с родителями стала деятельность адаптационной группы кратковременного пребывания «Капелька» далее – (ГКП), которая курирует группу (Приказ № 205 от 31.08.2018г.). Метод анкетирования помогает педагогу-психологу получить достоверную информацию о ребенке, о его жизни в семье, а также обеспечить единство воспитательного процесса в семье и ДОУ, проанализировать качество проводимой работы с родителями. Посещаемость детьми ГКП за 3 года возросла на 20 % (с 80 % до 100 %). За последние три года группу посетили 54 ребенка в возрасте от 1 года до 3-х лет. 2017 – 2019гг. в рамках работы ГКП Соколова Н.В. реализовала педагогический проект совместно с родителями «Мои первые шаги», который позволил повысить степень адаптации воспитанников ГКП. Мониторинг эффективности проделанной работы показал, что стабильно в течение трех лет к концу учебного года наблюдается легкая степень адаптации примерно у 47% детей адаптационной группы кратковременного пребывания, средняя степень адаптации у 53% детей, детей с тяжелой степенью адаптации нет. Благодаря содержанию образования и совместной деятельности с родителями дети раннего дошкольного возраста из ГКП «Капелька» хорошо адаптируются в окружающем социуме, к ДОУ, отличаются общительностью. В течение 2017-2019г.г. апробирована новая форма в рамках работы ГКП «Капелька» с молодыми родителями - клуб «Молодая семья». Активность родителей как участников образовательного процесса повысилась на 25% (с 55% до 80%); улучшились детско-родительские отношения (по результатам анкетирования); организованы выставки семейных работ «Зимушка-зима», «Лучик солнца золотой», «Наша дружная семья»; повысилась компетентность в вопросах развития детей на 23% (с 47% до 70%). Работа клуба востребована родителями. Педагог-психолог эффективно осуществляет профилактическую работу с семьями «группы риска». Ежеквартально участвует в разработке индивидуального плана профилактической работы с семьей. Созданные для профилактики семейного неблагополучия условия способствовали снижению остроты кризисных проявлений в семье (две семьи сняты с профилактического учета по состоянию на 01.01.2019г.). Соколова Н.В. участвует в реализации мероприятий, направленных на повышение авторитета, имиджа дошкольного учреждения: ведет работу в консультационном центре. В течение 2017-2019 г.г. услугами Консультационного центра МБДОУ детский сад «Малыш» воспользовались 9 родителей (законных представителей) детей от 0 до 3 лет. Специалист оказывает бесплатную методическую, психолого-педагогическую консультативную помощь в форме познавательных бесед и практических занятий (приказ № 226/2 от 04.09.2018г.). За данный период педагогом-психологом проведено 9 занятий, издано 28 буклетов на различные темы по заказу родителей, проходил обмен информацией через электронную почту с родителями, которые не могли посетить детский сад по тем или иным причинам. Ведет собственную страницу на педагогическом сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru (http://nsportal.ru/natalya-vasilevna-sokolova), которая очень популярна среди родителей. Наталья Васильевна обеспечивает высокое качество организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий. Систематически изучает и осваивает новые образовательные технологии; применение их в коррекционно-развивающей работе с детьми способствует эффективной коррекции имеющихся нарушений развития, а также профилактике вторичных нарушений. В рамках здоровьесберегающих технологий педагог-психолог использует технологию темной сенсорной комнаты, включающую в себя систему занятий с применением светового оборудования, фибероптики, игровых и развивающих модулей; ароматерапии, релаксации, элементов аутотренинга; игровых и обучающих сеансов для семейной терапии. Работа с детьми ведется в рамках разработанной программы «Удивительный знакомый мир». Опыт работы свидетельствует, что использование сенсорной комнаты в обучении детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ: таинственность комнаты обеспечивает интерес и любознательность воспитанников; разнообразие оборудования и дидактических материалов способствует развитию восприятия, зрительно-двигательной координации; каждое занятие в сенсорной комнате вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии. Практика показывает, что дети быстрее запоминают материал, выполняют задания с увлечением и интересом, что позволило повысить детскую активность, раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов. Семейная терапия в сенсорной комнате повлияла на улучшение детско-родительских взаимоотношений, снизила невротические реакции. В качестве результатов воздействия сенсорной комнаты на развитие детей (на основании психодинамического наблюдения, бесед с родителями и воспитателями) отмечается положительная динамика (после занятий в течение учебного года) по следующим показателям: снижение агрессивности, конфликтности, негативизма в поведении – 30%; стабилизация психоэмоционального фона – 42%; снижение уровня тревожности – 24%; развитие произвольного внимания – 62%; повышение мышечного тонуса – 54%, развитие мелкой моторики – 65%. Технология песочной терапии используется педагогом с целью стабилизации эмоционального состояния воспитанников; психолог использует ее в рамках образовательного проекта «Магия песка». Опыт работы показывает, что применение этой технологии успешно в работе с детьми с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью, неустойчивым вниманием, проявлениями агрессивности, с детьми, пережившими психическую травму, стресс в результате утраты близких или разлуки. Анализ проведенного мониторинга с 2017-2019 г.г. показал динамику улучшения и снижения выявленных нарушений эмоциональной сферы детей. Наблюдается снижение уровня тревожности и страхов, в среднем на 25%, а также улучшения у воспитанников поведенческих нарушений, в среднем на 20%. У воспитанников, посещающих занятия песочной терапии: формируется позитивное самоотношение; повышается уверенность в себе; снижается психоэмоциональное напряжение, уровень агрессивности, демонстративности; совершенствуется умение эффективного общения с окружающими. В рамках коррекционных технологий как часть занятия Соколова Н.В. использует игровую терапию (подвижные, познавательные, имитационные, сюжетно-ролевые, игры с водой, на развитие психомоторики и т.п,), сказкотерапию (чтение, проигрывание психотерапевтических сказок, составление историй совместно с ребенком), психогимнастику М.А.Чистяковой, элементы кукло- и арт-терапии (работа с красками, музыкальное воздействие), что способствует формированию невербальных навыков общения, развитию групповой сплоченности, фантазии и воображения, развитию связной речи, улучшению дикции, выработке интонации и выразительности, памяти, внимания и координации движений. Обоснованность, уместность и результативность использования современных образовательных технологий подтверждена описанием и аналитической справкой (приложение 1). Наличие собственной методической системы позволяет педагогу-психологу публиковаться в профессиональных сборниках, распространять собственный педагогический опыт в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий среди слушателей городского методического объединения педагогов-психологов. Опыт работы Соколовой Н.В. востребован в муниципальной системе образования. Публикации в СМИ: «Песочная анимация в профилактике нарушений психоэмоционального состояния дошкольников» на сайте infourok.ru (свидетельство № ДБ-419890); «Программа дополнительного образования «Песочные картинки» (свидетельство о публикации на Всероссийском образовательном “Портале педагога» серия АА № 24125 от 08.10.2017 г.); методическая разработка «Применение метода М. Монтессори в работе с детьми дошкольного возраста» (сайте infourok.ru, свидетельство от 26.09.2018г.) Публикации в профессиональных сборниках: статья на тему: «Методологические возможности обеспечения саморазвития детей и воспитателей в процессе дошкольного образования» в научно-практическом журнале «Открытое образование» (№ 2 (115) 2016 г) по материалам I Всероссийской школы-конференции «Ноосферное образование – парадигма качества» - г. Москва: РОСПЕЧАТЬ, 2016 г. Распространение собственного педагогического опыта педагога-психолога представлено в таблице № 6: Таблица № 6 Семинар Форма участия, тема 20.10.2016 г. Республиканский семинар «Содержание деятельности педагога-психолога в рамках введения профессионального стандарта» Доклад на тему: «Содержание деятельности педагога-психолога в условиях модернизации образования». 19.10.2016 ГМО педагогов-психологов Доклад на тему: «Диагностическая методика «Социальные домики» 07.11.2017 Республиканский семинар “Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья детей» Мастер-класс: «Метод рисования песком как средство эмоционального развития дошкольников». 30.08.2017 Секция ГМО педагогов-психологов Сообщение на тему «Основа взаимодействия педагога-психолога с родителями в рамках реализации ФГОС ДО». 13.12.2017 Городской семинар-практикум для педагогов-психологов «Эмоциональное развитие дошкольников посредством песочной терапии» Проведение открытого мероприятия с детьми «Уходи, злость», мастер-класса на тему «Эмоциональное развитие дошкольников посредством песочной терапии». 11.04.2018 Круглый стол для педагогов-психологов «Организация оценки индивидуального развития детей» Сообщение на тему: «Оценка уровня развития зрительно-моторной координации у старших дошкольников» 24.10.2018 Межрегиональный семинар-практикум «Природосообразные методы преподавания в учебно-воспитательном процессе» Мастер-класс на тему «Арт-терапия. Техника ЭБРУ». 26.04.2019 Катановские чтения – 2019 (ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова) Мини-тренинг «Роль педагога в патриотическом воспитании ребенка». Наталья Васильевна является руководителем клуба «Гармония» (приказ № 221/1 от 03.09.2018г.) В состав клуба входят педагоги ДОУ (10 чел). На занятиях клуба воспитатели знакомятся с методами и приемами диагностики воспитанников, а так же успешно используют разработанные Натальей Васильевной календарные планы по арт-терапии, аква-терапии, игро-терапии в работе с воспитанниками. Соколова Н.В. является консультантом Центра детского творчества (ЦДТ) «АЙ-ДА-Я» г. Саяногорска (приказ №13 от 15.09.2018г.). Она часто дает мастер классы, проводит семинары и т.д. Ее программа «Песочные картинки» активно реализуется педагогами центра. Непрерывность профессионального развития педагога представлена в таблице № 7: Таблица № 7 Вебинары, веб-конференции 20.01.2016г. - ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», «Итоги конкурса «Педагогический калейдоскоп» (сертификат) 12.04.2017г. - ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», «Профилактика суицидального поведения обучающихся образовательных организаций РХ: технологии общения с ребенком с суицидальным «риском» (сертификат) 21.01.2019г. - ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», Вебинар на тему «Актуальные вопросы в деятельности ПМПК» Семинары 25.05.2015г. - ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», «Психолого-медико-педагогический консилиум как технология взаимодействия специалистов сопровождения детей с ОВЗ», 6 ч. (сертификат) 28.03.2017г. - II Всероссийская Школа-конференция «Ноосферное образование – парадигма качества» (сертификат) 07.11.2017г. - ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», “Арт-терапия как средство сохранения психического здоровья детей», 2 ч (сертификат от 07.11.2017) 09.11. 2018г. - ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», «Технология развития эмоционального интеллекта», 8 ч (сертификат) Обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации 28.10-09.11.2015г. – ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», «Психологическое сопровождение внедрения ФГОС», 72 ч. (удостоверение № 12083) 11-13.05.2017г. - ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», «Использование арт-терапевтических техник в психологическом консультировании», - 36 ч. (удостоверение № 2089) 15.01-24.01.2018г. – ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», «Психологическое сопровождение внедрения ФГОС», 56 ч. (удостоверение № 80-18) 16.02.2018г. – ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», «Технология психологического консультирования», 36 ч. (удостоверение № 2089-17) 15.08.2018 – ООО «Столичный учебный центр, г. Москва. Профессиональная переподготовка по программе «Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ОВЗ» (диплом № 6481) Участие в профессиональных конкурсах различного уровня показано в таблице № 8: Таблица № 8 Год Название конкурса, дата Статус Муниципальный уровень 2017г. Муниципальный конкурс «Педагог ДОО – 2017», номинация «Лучший педагог-психолог» Победитель (1место) грамота Республиканский уровень 2017г. Республиканский конкурс «Педагог ДОО – 2017», номинация «Лучший педагог-психолог» Лауреат (2место) грамота Всероссийский уровень 2017г. Всероссийский конкурс Л.С. Выготского, декабрь-март Участник (сертификат) Основным направлением в работе с воспитанниками у педагога-психолога Соколовой Н.В. является «Психологическое сопровождение, коррекция и развитие эмоциональной сферы детей в условиях ДОУ». Наталья Васильевна ежегодно составляет план по теме самообразования, где ставит перед собой следующие цели: совершенствование теоретических знаний и практических умений; овладение новыми формами, методами и приемами работы; изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической и психологической наук, новых педагогических технологий. Результатом работы Соколовой Н.В. за период с 2016 по 2019 учебный год являются разработанные авторские программы и проекты: Программа «Коррекционная работа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-7 лет с нарушениями речи»; Программа «Удивительный знакомый мир» Программа «Песочные картинки» Программа «Социальные домики» Проект «Первые шаги» Проект «Магия песка»