Поговорим о милосердии…
1.Эмоциональный настрой.
Поприветствуйте друг друга и хлопните в ладоши. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, творите прекрасное.
2. Постановка учебной задачи.
- Тему нашего разговора, вы попробуете определить сами. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал.
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик несмело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: “Это много...”,
Ручки засунув в карманы свои,
Он потихоньку извлёк всё, что было.
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло ...
С горечью в голосе он попросил:
“Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть.
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть”.
И продавец не спеша открывает
Крышку в огромной коробке, и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Ну, а девятый за ними ползёт,
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился ... себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
“Были бы деньги, то я, без сомненья,
Котёнка хромого у вас бы купил”.
А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
“Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но, если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать”.
Мальчик ответил серьёзно и строго:
“Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!”
Это сказав, он неловко нагнулся
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся:
Вместо ноги он увидел протез ...
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
“Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!”
- О чем стихотворение? (Доброта, сочувствие, забота, любовь, сострадание, отзывчивость, сопереживание, человечность.)
- Можно сказать, что это стихотворение о милосердии?
- Кто проявил милосердие?
- Как вы думаете, ребята, а мальчик сам нуждался в милосердии?
- Что вызвало возмущение ребёнка? Почему?
- Ребята, как вам кажется, мальчик – это сильная личность? (Да, преодолевая собственную беду, он оказался милосердным к другому)
- Да, проявлять милосердие – это большое искусство.
- О чём же мы сегодня поговорим?
- Правильно, ребята, поговорим сегодня о МИЛОСЕРДИИ.
- Ребята, обратите внимание, из каких слов состоит слово МИЛОСЕРДИЕ?
- Предлагаю вам обратиться к толковому словарю Ожегова и объяснить значение слова МИЛОСЕРДИЕ.
3. Работа по теме
( картинки доброго и злого человека)
- С каким человеком вы хотели общаться?
- А какого человека мы называем добрым? (Он старается помочь другим людям в трудную минуту, в каких-то делах. Не грубит, не делает того, что обидит окружающих, жалеет животных, помогает им.)
- Хорошо ли общаться с такими людьми? Почему?(Да. Общение с ними приносит радость, желание вновь и вновь видеть их, разговаривать.)
- Доброго человека можно назвать милосердным?
- Быть милосердным – это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку, найти слова, чтобы утешить. Вокруг нас много людей, которым постоянно нужна помощь. Придет время, когда мы станем старыми и больными. Кто поможет нам, если мы никому не помогали?
- Как вы думаете, какие дела совершает милосердный человек? (добрые)
- Обсудите в паре, какие добрые поступки можно совершить и проявить милосердие по отношению к близким людям (членам семьи);
по отношению к одноклассникам
по отношению к старым людям;
по отношению к природе.
( детям предлагаются картинки)
- Скажите, где берет начало милосердие, добро? В каком месте оно зарождается? (В сердце.)
- Да, ребята. Добро нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Почувствовать в добрых поступках к природе, словах, объятиях, в глазах и улыбке людей.
- Ребята, как вы думаете, можно ли милосердие в себе воспитать? Как? (Ответы ребят)
(Проявляя внимание, заботу к окружающим. Делиться тем, чем можешь поделиться. Оказывать любую помощь и поддержку, которые в наших силах. Нельзя оставаться в стороне, нужно всегда откликаться на чужую беду. Милосердие должно быть деятельным).
- Ребята, я предлагаю вам, передавая сердечко, сказать, какие добрые поступки вы уже успели совершить?
( Учащиеся выстраиваются в круг и, передавая сердечко, рассказывают о своих добрых делах.)
- Как известно люди издавна стремились к добру и эту мысль отражали в сказках, которые передавались от поколения к поколению.
- И сейчас, я предлагаю вам угадать сказочных героев, которые совершали добрые поступки . Ребята, вы поработаете по группам. Давайте вспомним девиз работы в группе. ( «Мы группа, значит мы способны действовать»).
1) –Я очень люблю свою бабушку, которая живет за лесом. Я забочусь о ней, и часто ношу ей пирожки. (Красная Шапочка)
2)- Я в трудную минуту всегда рядом со своим хозяином. Ради его счастья мне пришлось сражаться с Людоедом.(Кот в сапогах)
3) –Чтобы спасти любимого отца, я отправилась на остров к Чудовищу, хозяину аленького цветочка. (Настенька)
4)-Я, несмотря на свой рост в дюйм, спасла ласточку. (Дюймовочка)
(Дети отгадывают героя и собирают пазл, далее проверка по слайдам)
- Угадайте название сказки на следующем слайде. ( «Цветик – семицветик»)
- Какой милосердный поступок совершила девочка в этой сказке?
- Давайте попробуем сотворить цветок Милосердия. Для этого нужно выбрать качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать милосердный человек.
(Дети выходят по-одному, берут слова и прикрепляют к серединке цветка).
(доброжелательность, вежливость, грубость , чуткость, отзывчивость, наглость, жадность, терпимость, сочувствие, человечность, чуткость, равнодушие, жестокость, забота, сострадание, равнодушие, доброта, злость, зависть, любовь.)
- Вот так в виде цветка, можно изобразить милосердие, где лепестками являются основные составляющие этого понятия.
- Ребята, если бы вас попросили милосердие нарисовать, то какой цвет вы выбрали бы? Почему?
Я предлагаю всем игру « Впусти милосердие в себя». Выберите, полоску выбранного вами цвета. Сложите полоску пополам. Склейте внутренние концы полоски. Получилось сердечко, пусть оно поможет вам принять правильное решение в следующих жизненных ситуациях.
- Предлагаю вам поработать в группах. У каждой группы на листочке описана ситуация, в которой каждый из вас может оказаться. Ваша задача состоит в том, чтобы предложить выход из этой ситуации.
(1. В школе праздник. Все пришли нарядные. Только Маша пришла в обычном платье. Нина спросила: «Почему ты не нарядная? » Маша ответила: «У меня мама заболела» и заплакала. Как поступить Нине?
2. Игорь и Серёжа играют во дворе. Вдруг Игорь упал и сильно ушибся. От боли он заплакал. Что надо сделать Серёже?
( прекратить игру, успокоить, первую помощь)
3. Вы идете по улице и видите, что на дороге лежит человек. Что вы сделаете? (Выбор между равнодушием и милосердием)
4. Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Как ты думаешь, почему женщина пристыдила мальчиков?)
( Проверка по группам)
- Ребята, сегодня, перед тем, как лечь спать, вспомните, пожалуйста, какое доброе дело вы сделали, кому смогли помочь, кого утешить добрым словом, и чего в мире стало больше добра или зла?
- А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик о милосердии.
( Просмотр видеоролика, музыкальная заставка песня Анны Савченко «Песня о доброте»)
- В завершении нашего разговора попробуйте составить синквейн на тему «Милосердие». Работаем в паре.
(Желающие зачитывают свои синквейны.)
Рефлексия.
- А теперь, я предлагаю вам надуть с шарик настроения. Если наш разговор заставил вас задуматься, был полезным, вам понравилось занятие, то надуйте розовый шарик, а если вам было не интересно и занятие не понравилось, то надуйте синий шарик.
(Звучит фонограмма песни Ю Антонова «Красота»)
Назад
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ