ВСЕРОССИЙСКАЯ ДЕЛОВАЯ ПЛАТФОРМА
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ДЕТСТВА


Главная  »  Главная страница онлайн-практики  »  Онлайн лекторий
Онлайн лекторий
Социальный иммунитет школьника: что это?

Формирование личности ребенка и создание условий для её раскрытия – это важнейшее направление деятельности педагога. Формирование гармоничной личности невозможно без определенного уровня социальной безопасности, а главное без достаточного уровня духовного здоровья ребенка.

Социальная безопасность – такое состояние общества, в котором не только обеспечивается определенный уровень социальных благ, но и гарантируется минимальный риск для жизни, минимальный риск для физического и психического здоровья.

Духовное здоровье школьника – это его психическое благополучие, его психическая гармония.

Сегодня у многих педагогов как дошкольных, так и общеобразовательных организаций вызывают беспокойство немотивированная агрессия детей, проявление жестокости, гипертрофированный интерес к вопросам пола, деструктивное (разрушающее) поведение детей и подростков. Это свидетельство деформации развития личности детей, скрытые симптомы их духовного нездоровья.

Деформация развития личности, духовное нездоровье детей порождаются негативными психическими процессами, которые возникают под воздействием внешних факторов, представляют серьезные риски для психического здоровья детей.

Термин «иммунитет» возник от латинского слова «immunitas» и означает освобождение, избавление от чего-либо.

Социальный иммунитет ребенка - это способность ребенка защищаться от негативных внешних факторов, приспосабливаться к окружающему миру.

Социальный иммунитет ребенка – это устойчивость ребенка к деформациям.

Социальный иммунитет ребенка – это способность ребенка противостоять воздействиям внешних деформаций и сохранить социальное здоровье личности в целом.

Высокий уровень развития социального иммунитета у ребенка это
  • необходимое условие безопасного бытия в социуме,
  • важный фактор гармоничного развития личности


  • Формирование у ребенка социального иммунитета

    Формирование у ребенка социального иммунитета — это формирование системы защитных возможностей, позволяющих ребенку противостоять негативным внешним и внутренним факторам и обеспечить целостность личности.

    Сформировать у ребенка социальный иммунитет и сохранить его социальное здоровье* - это значит
  • помочь ребенку минимизировать негативное влияние на его личность,
  • помочь предотвратить деформацию личности,
  • помочь противостоять негативным внешним и внутренним факторам среды.
  • *Социальное здоровье – состояние, определяющее способность человека контактировать с социумом.

    Сформировать у ребенка социальный иммунитет для предотвращения опасностей негативного влияние на его личность - значит
  • сформировать защитные механизмы,
  • сформировать защитные возможности,
  • - сформировать защитные ресурсы.

  • Каждый школьник обладает определенными защитными ресурсами социального здоровья, психического и физического здоровья, в том числе теми, которые сформированы в ДОО.
    Благодаря защитным факторам (ресурсам/механизмам), каждый ребенок может стать полноценным гражданином, сохранить целостность личности, невзирая ни на какие неблагоприятные обстоятельства.
    Защитные факторы, формирующие социальный иммунитет ребенка

    Все факторы можно разделить на 2 группы
  • на внешние защитные ресурсы (поддерживают ребенка в жизни, ставят его в необходимые рамки, очерчивают границы приемлемого поведения),
  • на внутренние качества, определяющие стиль поведения ребенка.

  • Так, взрослым (родителям/педагогам), желающим сформировать устойчивый социальный иммунитет ребенка НУЖНО:
    1. Сформировать внешние защитные ресурсы
    2. Сформировать внутренние защитные ресурсы

    Внешние защитные ресурсы это

  • поддержка семьи
  • родители/педагоги, как образец социальных связей
  • благоприятное общение с родителями
  • благоприятное общение с педагогами
  • участие родителей в жизни школы
  • положительный микроклимат в школе
  • единые правила в воспитании ребенка у родителей и у педагогов
  • контроль со стороны родителей
  • контроль со стороны педагогов
  • организованный досуг
  • хорошие (положительно влияющие) друзья
  • дополнительное образование


  • Внутренние защитные ресурсы это

  • стремление к познанию нового
  • стремление помогать сверстникам и взрослым
  • адекватная самооценка
  • оптимизм
  • умение сопереживать другим
  • умение находить друзей
  • навыки уверенного отстаивания своего мнения
  • навыки принятия собственных решений
  • навыки самостоятельного планирования
  • навыки критически мыслить
  • умение сказать «нет»
  • стрессоустойчивость
  • собственная жизненная позиция (без риска пойти на поводу у других)
  • навыки противостоять информационному давлению
  • навыки безопасного пользования интернет-ресурсами
  • навыки противостоять давлению сверстников


  • Внешние защитные и внутренние защитные качества ребенка не являются врожденными, их можно и нужно формировать.

    Защитные факторы (возможности) обладают свойством накапливаться. Чем больше их у ребенка становится, чем они устойчивее (лучше «отрепетированы» на практике) тем лучше.

    Для формирования у школьников социального иммунитета, способности приспосабливаться к окружающему миру, правильно защищаться от разнообразных негативных внешних факторов взрослым (причем не только педагогам, но и родителям (!)) важно знать, не только что делать нужно, но и что делать не нужно.

    Педагогам (и родителям), желающим сформировать у детей устойчивый социальный иммунитет, успешно сформировать и внутренние, и внешние защитные факторы личности ребенка, важно понимать, чего делать не нужно (нельзя) и придерживаться предложенных ограничений постоянно.
    Перечень ограничений для взрослых, формирующих у ребенка социальный иммунитет (внутренние и внешние защиты ребенка).

    Взрослому не нужно:
    1. Устанавливать правила/на ходу, менять требования на ходу.
    2. Злоупотреблять властью.
    3. Делать так, что ребенок постоянно и во всем чувствует виноватым.
    4. Оскорблять ребенка.
    5. Слишком сурово наказывать.
    6. Полностью предоставлять ребенка самому себе.
    7. Чрезмерно опекать или во всем потакать.
    8. Переоценивать или недооценивать ребенка.
    9. Ухаживать за ребенком не по возрасту, как за дошкольником.
    10. Делать за ребенка то, что он в состоянии сделать сам.
    11. Оценивать ребенка как «хорошего» или « плохого».
    12. Громко ссориться с ребенком, скандалить.
    13. Чрезмерно баловать.
    14. Позволять бездарно и бессмысленно проводить время.
    15. Постоянно только критиковать, не отмечая ничего хорошего.
    16. Незаслуженно хвалить.
    17. Забывать о том, что свободу ребенка следует иногда ограничивать.
    18. Требовать от ребенка во всем совершенства.
    19. Безотчетно поддаваться желанию «поступать от противного».
    20. Позволять ребенку проводить в сети интернет неограниченное время, давать доступ к информации, не соответствующей возрасту ребенка.


    Анкета для классного руководителя
    Анализ наличия защитных ресурсов (возможностей) у ребенка

    Чтобы узнать, какими защитными возможностями уже обладает ребенок, а какие защитные ресурсы необходим формировать, можно воспользоваться анкетой.
    В приведенной анкете классному руководителю предлагается просто отметить «да» на утверждения, которые кажутся ему справедливыми применительно к конкретному ребенку, затем проанализировать полученный результат.
    1. Дома ребенок окружен теплом и заботой.
    2. У ребенка есть значимый взрослый, который может его поддержать, помочь.
    3. У ребенка есть не один взрослый из числа родителей, а несколько (не менее пяти) взрослых (родственников, педагогов), с которыми у него налажен хороший личный контакт (ребенок может пожаловаться, посоветоваться, попросить помощи, попросить защиты и т.д.).
    4. Ребенок может (умеет) разговаривать со взрослыми на волнующие его темы (сформулировать свои детские проблемы, попросить помощи).
    5. У ребенка есть взрослый, который ежедневно искренне интересуется его жизнью (взаимоотношением ребенка с друзьями в школе, во дворе, в спортшколе), его школьными достижениями, его интересами, детскими (но важными для ребенка) проблемами и т.д.
    6. Родители отчетливо выражают свои требования к поведению ребенка.
    7. Родителями установлены правила и требования к поведению ребенка и ребенок их выполняет.
    8. В школе/в классе доброжелательная атмосфера, ребенок не испытывает дискомфорта.
    9. Когда ребенок уходит с кем-то из дома, родители всегда знают, где он, с кем он, когда вернется.
    10. Родители ограничивают количество времени, которые ребенок может провести вне дома.
    11. Друзья ребенка влияют на него хорошо.
    12. Ребенок посещает школу систематически, активен на уроках.
    13. Ребенок-старшеклассник готовится к поступлению в ВУЗ, как его сверстники.
    14. Ребенок стремится помогать окружающим, эмпатичен.
    15. Ребенку небезразличны чувства других людей, беды других, он умеет проявлять сострадание.
    16. У ребенка сформированы жизненные установки (по возрасту).
    17. Ребенок может придерживается своих собственных убеждений, не идет на поводу у сверстников.
    18. Ребенок владеет навыками планирования (согласно своему возрасту).
    19. Ребенок легко находит друзей.
    20. Ребенок доволен собой и своей жизнью.
    21. Ребенок надеется (уверен) в своем счастливом будущем.
    22. Ребенок умеет достаточно спокойно относиться к недоброжелательному отношению со стороны незнакомых сверстников, знает, что все люди разные, «всем мил не будешь», умеет игнорировать «не принимать близко к сердцу» негативные реакции сверстников, не теряет чувство безопасности.
    23. У ребенка имеются навыки безопасного поведения в трудных жизненных ситуациях (знает, как справиться с ситуаций позора, что делать в случае провала на ОГЭ, как вести себя в конфликте со взрослыми, сверстниками, в ситуации буллинга и т.д.).
    24. У ребенка сформированы навыки критического мышления.
    25. Ребенок умеет противостоять информационному давлению.
    26. Ребенок умеет противостоять негативному давлению сверстников.
    27. Ребенок обладает стрессоустойчивостью в соответствии с возрастом.
    28. Ребенок умеет правильно отстаивать собственное мнение.
    29. Ребенок владеет навыками безопасного пользования сетью Интернет
    30. Ребенок владеет навыками принятия решений.


    Анкета для школьников
    Анализ наличия защитных ресурсов (возможностей) у ребенка

    Чтобы узнать, какими защитными возможностями уже обладает ребенок, а какие защитные ресурсы необходимо формировать, можно воспользоваться анкетой не только анкетой для классного руководителя, но и/или анкетой для школьника. Затем сравнить данные (нередко данные разнятся) и сделать более точные выводы.
    В приведенной анкете школьнику предлагается просто отметить «да» на утверждения, которые кажутся ему справедливыми относительно него самого.
    1. Я всегда чувствую поддержку семьи.
    2. Я всегда, когда мне это требуется, могу серьезно поговорить с родителями.
    3. Я часто разговариваю с родителями дома на разные темы.
    4. Я могу обратиться за помощью не только к родителям, но и к другим взрослым, которым я очень доверяю, с которыми у меня есть прямая связь в любое время (у меня есть взрослые брат/сестра, родственники, педагог, с которым доверительные отношения).
    5. Родители интересуются моей учебой, если обращаюсь со школьным проблемами, помогают.
    6. В школе/ в классе мне комфортно, я чувствую себя в полной безопасности, с одноклассниками и учителями у меня хорошие отношения.
    7. У родителей есть требования к моему поведению дома и вне дома. Для меня не проблема придерживаться требований, мы не конфликтуем по этому поводу.
    8. Когда я куда-то иду, родители знают, куда, с кем, когда вернусь домой.
    9. Время, которое я могу вечером проводить с друзьями вне дома ограничено.
    10. Мои друзья хорошо учатся, не прогуливают школу, не употребляют алкоголь и наркотики.
    11. У меня есть увлечение. Вне школы я занимаюсь музыкой/спортом (другое_________________)
    12. После окончания школы я планирую учиться дальше.
    13. Мои оценки выше среднего.
    14. Я трачу на подготовку домашнего задания ежедневно не меньше полутора часов.
    15. Мне нравится помогать людям.
    16. Мне небезразличны проблемы общества, от которых страдают люди (стихийные бедствия, катастрофы).
    17. У меня есть собственные убеждения и я их придерживаюсь.
    18. Я умею принимать собственные решения.
    19. Я умею не поддаваться на провокации сверстников, меня не возьмешь «на слабо».
    20. Меня не трогают насмешки и косые взгляды сверстников, которые считают, что могут навязывать мне свои взгляды.
    21. Я умею не поддаваться мнению большинства в классе, не позволяю втягивать себя в травлю, чужие склоки и конфликты.
    22. Я умею дистанцироваться от негативной информации.
    23. Я умею безопасно пользоваться соцсетями, интернетом (не выкладывают личную информацию, не участвую в травле и т.д).
    24. Я легко нахожу друзей.
    25. Меня устраивает моя жизнь.
    26. Я уверен в своем благополучном будущем.
    27. Я умею мыслить критически, умею отделять ложь и мошеннический «развод» от достоверной информации. Я знаю, как проверить информацию и делаю это прежде, чем действовать.
    28. Я спокойно отношусь к критике в свой адрес.
    29. Я спокойно отношусь к тому, что я кому-то не нравлюсь.
    30. Я умею отстаивать свое мнение.


    Практические рекомендации
    для успешного формирования внешних защит у школьников

    Чтобы формирование внешних защит у школьников было эффективным можно сделать следующее.
    1. Поговорить с детьми класса о том, как сделать их пребывание в классе/ в школе комфортным и предпринять шаги к этому.
    2. Настаивать на том, что дети должны самостоятельно делать то, что им положено делать. Одновременно с этим дети должны всегда чувствовать справедливое отношение педагога к себе, к другим, чувствовать, что педагог придет на помощь в трудной ситуации.
    3. Если есть необходимость поговорить с ребенком о чем-то неприятном, выбирать для этого подходящее место, где никто не будет отвлекать и не будет раздражителей.
    4. Быть в курсе того, «что у детей класса на уме», во что они верят, о чем переживают. Принимать как факт, что убеждения детей и взрослых не всегда совпадают.
    5. Определить правила/требования/запреты, четко обозначить и их детям, требовать выполнения и не нарушать/не менять под ситуацию или под отдельных детей. Вместе с тем помнить о правах детей, о разумности требований. Требовать слепого подчинения только если речь идет о безопасности.
    6. Обсудить с детьми и с их родителями(!) требования к поведению детей в школе. Объяснять детям требования (Ответ «Потому что я так сказал» – не подходит для формирования защит у ребенка).
    7. Заранее обсудить с родителями детей класса наказания, которые можно применять к детям (в случае травли, оскорблений и т.д.). Обсудить с детьми последствия невыполнения требований для их нарушителей. Пусть дети сами попробуют предложить.
    8. Если один из детей в классе, несмотря на запреты, продолжает нарушать правила и требования, прекратить наказывать и конфликтовать, а выяснить причины, возможно причины связаны с эмоциональными или психологическими проблемами или заболеванием.
    9. Будьте в курсе того, что происходит внутри класса. Советуйтесь с детьми (где это уместно).


    Практические рекомендации
    для успешного формирования внутренних защит у школьников

    Чтобы формирование внутренних защит у школьников было эффективным можно сделать следующее.
    1. Учить школьников различать агрессивное поведение, пассивное, поведение уверенного в себе человека. Показывать детям разницу в уверенном отстаивании своего мнения и агрессивном поведении (которое небезопасно). Объяснять детям, что излишняя агрессивность – отрицательное качество, не дающая результата, пассивное поведение делает позицию человека легко уязвимой. Вместе с детьми обсуждать три вида поведения в разных жизненных ситуациях. Проиллюстрировать на примерах из жизни, фильмов, ТВпередач.
    2. Если детям трудно сформулировать собственное мнение, свои убеждения, не навязывать ему взамен собственные или чужие взгляды. Не критиковать, если убеждения расходятся.
    3. Дать детям варианты ответа на критику (например, распространенные фразы-клише), используя которые они смогут сохранить лицо. Показать, как взрослые используют критику себе во благо. Так дети будут чувствовать себя безопасно, а критику будут воспринимать спокойнее, правильнее.
    4. Дать детям алгоритм поведения в ситуации принятия трудного решения и отработать его «отрепетировав» на примере смоделированных ситуаций.
    5. Дать детям образец поведения в ситуации, которая кажется безвыходной (дать простые установки себе наподобие: ничего не предпринимать, пока не успокоятся, сориентироваться, к кому в этой ситуации можно обратиться за помощью, советом, запретить себе паниковать, ничего не делать, пока не появится ясность, допинформация и т.д.) и продемонстрировать образ продуктивного мышления в ситуациях когда «все пошло не так» (наподобие вопроса себе: «Что теперь самое страшное, необратимое произойдет?» Если ситуация не влечет смерть, значит все можно начать сначала, исправить, починить, выбросить и т.д. Что делать, буду думать позже, когда полностью успокоюсь, получу больше информации, посоветуюсь и т.д. ).
    6. Дать детям образец того, как придерживаться своего мнения на практике, как мыслить и как правильно себя вести в моменты, когда оказывается информационное давление/давление со стороны сверстников. Как не поддаваться на провокации сверстников.
    7. Дать детям образец того, как правильно отстаивать свое мнение. Приведите примеры, как можно высказываться, если не согласны, правильно отстаивать свои права. Показать бессмысленность агрессивно выступать «против всего и против всех».
    8. Научить детей принимать собственные решения, дав простой, понятный алгоритм (наподобие: находить подходящую информацию и анализировать проблемы со всех сторон, выдвигать разные варианты решения проблемы, взвешивать все «за» и «против», анализирую все возможные позитивные и негативные сценарии развития ситуации после принятия решения, аккуратно просчитать последствия приятого решения, выбрать что-то одно самое подходящее и придерживаться принятого решения).
    9. Научить детей решать проблемы. Показать, что кажущееся отсутствие выбора – это тоже выбор. Показать, что тот, кто бездействует, утверждая, что у него нет выбора, просто отказывается решать проблему. Объяснять детям, что нерешенную проблему за него может решить кто-то другой (родители/школа/государство/…), но отказ от решения проблемы на самом деле дает преимущество другим. Тот «другой» получает возможность решить все по своему.
    10. Научить ребенка не бояться ошибок, проблем, неверных решений. Показать, что ошибаться - это нормально, это значит находить еще один способ, который не работает. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но и ограждать ребенка от последствий ошибки или неверно принятого решения не нужно. Ошибка – это опыт.
    11. Научить детей спокойно реагировать на негатив и недоброжелательное отношение к себе со стороны других людей, не утрачивать чувство безопасности и не терять уверенность в себе из того, что они кому-то не нравятся.


    Главные ошибки, которые важно не допускать
    при формировании у школьников устойчивого социального иммунитета

    При формировании внутренних защит
    Ошибка 1.
    Ограничиваться формированием объема знаний, но не формировать защитный ресурс, не закрепить умение (или сформировать умение, но не сформировать навык, не довести умение до автоматизма).

    Ошибка 2.
    Вместо того чтобы моделировать (искусственно формировать) ситуации, в которых школьники смогут отработать один и тот же навык с максимальным количеством разных сверстников (потому что с каждым из них взаимодействие будет складываться по-разному), ожидать, что школьнику представится в повседневной жизни достаточно возможностей превратить знания в умения и школьники будут самостоятельно активно применять знания, тренировать умения, чтобы довести их до автоматизма и превратить их в навык.

    При формировании внешних защит
    Ошибка 1
    Разглашать информацию, которую доверил ребенок (Здесь внешняя защита – это возможность довериться кому-ту значимому. После разглашения информации доверия нет не только к тому, кто подверг огласке, но и к миру в целом. Внешняя защита утрачена. «Все предатели» ).

    Ошибка 2
    Пропагандировать ценности, которые затем попирать.
    (Здесь внешняя защита – уверенность в справедливости (со стороны педагога/школы/государства), уверенность в единстве требований и отношений ко всем. После нарушения - доверия теряется безвозвратно. Внешняя защита утрачена. Снова «Все предатели»).

    Иммунитет – это наличие защит. Разрушение защит – разрушение иммунитета. Назад